Поговорим о будущем
Владимир Шкода
С возрастом внешний мир уменьшается и к концу жизни, вероятно, суживается до размеров собственного тела. Человек размышляет больше о нем и о тех, кому оно вверено по долгу службы. Но это особенности
индивидуальной биографии. А если брать сферу публичную, то невнимание философов к медицине просто удивительно. Что, казалось бы, важнее для человека, нежели телесное благополучие и долголетие? Между тем об этих предметах философы рассуждают неохотно. У нас, по крайней мере. В оправдание можно сказать, что рассуждать-то здесь не о чем. Если понимать
под медициной сферу телесного обслуживания, нечто вроде ремонта бытовой техники. Да, отсутствие философских рассуждений о чем-то не означает непризнания важности. Это означает только то, что это что-то относят к сфере узко практического, не укорененного в глубины духа. К тому же интерес к телу в европейской культуре долгое время не
приветствовался по соображениям религиозным. Это повлияло на философию. Она больше занята была духом, сознанием, мышлением. Кант где-то заметил: для изучения разума ему незачем далеко ходить, разум он всегда носит с собой. Но и тело наш мыслитель всегда носил с собой, а изучать, как разум, не собирался.
Хотя медицину чтил. Кант считал самыми важными персонажами культуры священника, врача и юриста. Действительно, главное у человека - это душа, тело и дело. И не случайно, по-видимому, эта триада запечатлелась в структуре классического университета. Именно над самым главным для человека взяли попечение высшие его
факультеты - теологический, медицинский и юридический. Был еще низший факультет - философский, но этот в нашу тему не вписывается. Так и образовались сообщества хранителей самых важных знаний и наставники тех, кто отправляет самые важные
человеческие дела. К этим трём обращается человек и повседневно, и в самые ответственные моменты своей жизни. И даже до неё, и после. Когда о личном обращении не может быть речи. Врач приходит, чтобы встретить человека, входящего в сей мир. Священник провожает его в мир иной уже после смерти. Юрист имеет с ним дело и до рождения, и после смерти.
Из этих трех персонажей последним по важности, "согласно разуму", ставится у Канта врач. Выражение "согласно разуму" загадочно. Можно предположить, что речь идет об управлении обществом со стороны разумного правительства. Посредством церкви оно влияет на "сокровенные мысли и скрытые желания подданных"; посредством
права - "держит внешнее поведение подданных в узде публичных законов"; посредством здравоохранения - "может обеспечить для себя существование сильного и многочисленного народа". Для себя, заметьте. В полном соответствии с сентенцией "здоровье людей - наше главное богатство" (Ленин). Интересно, что эта иерархия существенно трансформируется, если
выстраивать наших персонажей не согласно разуму, то есть социальной значимости, а согласно, как пишет Кант, "природному инстинкту". Тогда первым по значению оказывается врач, ибо он "отвечает" на этот инстинкт - продлевает жизнь. Священник при этом раскладе занимает последнее место.
Такая рокировка врача и священника - знак современного благополучного общества, исповедующего материализм и гедонизм. При хорошей жизни хочется жить без особых проблем и долго. Как следствие - в сфере
медицины задействованы огромные финансы. Профессия врача в таких обществах - самая высокооплачиваемая. Вообще, тело становится предметом пристального и повседневного интереса. Его не только время от времени врачуют, то есть восстанавливают
нормальное его состояние, над телом постоянно работают. Можно сказать, что врач становится инженером человеческих тел. Он приводит тела в соответствие с господствующими ценностями. Как это делает модельер. Стало быть, и художником он является тоже, ибо тело оказывается объектом эстетического творчества. Правильно устроенное тело позволяет человеку
быть признанным, не демонстрируя никаких традиционных добродетелей. Достаточно просто быть. Но это - так, замечание по ходу. Что же до нашей темы, то далее ее можно повернуть таким образом: пора, господа, осмысливать медицину не только как искусство сохранять здоровье или манипулировать с телом, но и как способ понимания бытия. Двигаясь в этом направлении, мы обнаружим, что не являемся первопроходцами.
Вначале общее рассуждение гипотетического толка. Сегодня, благодаря развитому естествознанию, сфера компетенции врача сужена. Сегодня природа, понимаемая как весь материальный мир, заслонила собой тело. Интерес к природе изначально проистекал не из любопытства, а из материальных забот. Точнее, любопытство как дар служило не
самому себе, но нужде. На этом уровне знание инструментально, как правило, рецептурно. И эволюция идет в сторону накопления информации, повышающей эффективность практических действий. Греки называли такую деятельность искусством. Наука как чистое познание, познание "ради понимания, а не какой-либо пользы" (Аристотель), была уделом не практиков, а
созерцателей. О медицине есть замечательное высказывание у Платона: "Из искусств только те порождают что-либо серьёзное, которые применяют свою силу сообща с природой, каковы, например, врачевание, земледелие и гимнастика". Здесь схвачена идея развития, то есть изменения в присутствии разума. Смысл разума в том, что из многих возможностей, предлагаемых
природой, отбираются только те, которые отвечают ценностям. При изменении без присутствия разума и, понятно, вне ценностей имеет место эволюция и действует то, что называют естественным отбором. Но случайно ли у Платона врачевание поставлено на первое место и в одном ряду с земледелием? Случайно ли два из важнейших искусств имеют своим
предметом человеческое тело? И не от тела ли человеческого возникло понятие "физическое тело"? То, которое движется прямолинейно и равномерно, которое при нагревании расширяется? Замечу еще, что знахарями в народе и сегодня называют не просто врача, но чародея и мага, то есть знающего всё и всё умеющего. Воздействующего на все живое и шире, на всю природу, и, при
желании, восстанавливающего в ней правильный ход процессов. Когда целительница возвращает мужа (жену) в семью, семья и является объектом врачевания. Как и возвращение знахарем заблудившейся коровы (врачуется хозяйство). И почему слово "доктор" обозначает и врача, и учёную степень? В средневековом университете лектор назывался "доктором",
т.е. теоретиком, а демонстратор опытов при нем - "хирургом", т.е. экспериментатором. Таким образом, имеются весьма веские основания утверждать, что все природоведение пошло от медицины. И в тех культурах, где к телу до сих пор относятся более почтительно, нежели к душе, медицина является наукой (и искусством) номер один. Если исходить
из того, что всякая наука зарождается именно из усилий оптимизировать опыт, то какой еще опыт для человека важнее, нежели опыт заботы о собственном теле? Что еще представляется человеку более загадочным, нежели боль? И не тогда ли я обнаружил себя личностью, когда понял, что болит во мне, а не во всем мире. Так же и смерть. "Смерть Ивана
Ильича" - это название рассказа можно понимать в смысле известия о том, что Иван Ильич умер, или как рассказ об умирании Ивана Ильича. Но правильнее, по-видимому, понять так, что "смерть" это имя собственное. К Ивану Ильичу, по случаю, пришла Смерть, именно его Смерть, а не чья-то.
Человек гордится приобретениями культурной эволюции. Достижения, прогресс, рациональное
преобразование природы, успехи науки - так оцениваются непрерывно появляющиеся новации. Мир, сотворенный человеком, мыслится в категориях совершенства и движения вперед. С этим все свыклись, и с удивлением встречаешь (пока крайне редко) оценки прямо противоположные. Всё плохо, всё, что происходит и появляется. Всё ухудшается, деградирует, впереди
мрак, разрушение и боль. "Время портит вещи" (Ф.Бэкон). Хотя бы остановиться, удержаться на склоне - вот задача. А прошлое воображается чистым, простым и беспроблемным. "Это место было свободно от трех великих напастей человечества - священников, юристов и врачей" (Уильям Берд). "Это место" - Америка в начале колонизации Нового Света. Обратная сторона
медали - эта оценка не вчера придумана. Платон как страждущий человек прекрасно понимал пользу врачевания, но как автор "Государства" относился к врачам (и юристам) так же, как У. Берд. Их присутствие в обществе - тревожный симптом, а главное - упрек. Ибо такое общество больно (нравственно и физически) вследствие неразумного устройства и образа жизни.
В современном благополучном обществе живет много людей, которые не могли бы жить, скажем, век назад. Они живут благодаря препаратам, искусственным "деталям" организма, пересаженным органам. Они живут потому, что в культуре, где господствует индивидуализм, идет борьба за жизнь отдельного человека. Все признают общее положение, что для живой природы опасно продлевать жизнь особей, которые, по природе, жить не должны. Но
никто не посмеет применить это общее положение вот к этому отдельному существу. Прикладываются огромные усилия, чтобы сохранить ему жизнь. В природе иначе, там высшей ценностью является вид, а не индивид. И сохраняется вид за счет элиминации нежизнеспособных индивидов. Природа чует опасность генетического груза уже на индивидуальном уровне и принимает
жесткие меры. В Харьковском зоопарке родился львёнок, львица-мать не стала его выкармливать. Медики установили у львёнка порок сердца. Попытались сделать операцию, но львёнок умер. Вот пример двух противоположных жизненных стратегий. В отношении к человеку эти жесткие меры природы выражаются, например, в самопроизвольном срыве беременности. Но люди
умудрились обманывать природу, они изобрели способы сохранения беременности. Правда, радость материнства очень часто оплачивается в таких случаях печалью.
Нетрудно представить, что ожидает благополучные общества в будущем. Медицина станет сферой общественного бытия, оттягивающей на себя колоссальные средства. В ней будет занята значительная
часть населения. Возникнет экономика тела. Много-много людей будут жить подключенными к аппаратам искусственного жизнеобеспечения, а аппараты эти станут автономными. Иными словами, эти люди будут жить как бы в утробе матери, если матерью считать окружающую человека техногенную культуру. Благодаря изощренной диагностике больным
станет каждый человек, и еще до рождения. Человечеству придется ответить на эти вызовы прежде всего переосмыслением фундаментальных представлений и понятий. К примеру, окончательно исчезнут из употребления понятия "норма" и "патология" как несовместимые с идеей уникальности каждого индивида. Несомненно, вспомнится евгеника.
В этом грядущем мире, по-видимому, будут приняты две стратегии, в философском смысле как будто бы исключающие одна другую. Во-первых, и при росте генетического груза люди не откажутся
от принципа: сохранить жизнь любой ценой. Будет совершенствоваться техника имплантации биологических и искусственных систем. Это значит, что основной принцип жизни - воспроизводство ее материальных носителей - начнет действовать и на макроуровне, то есть на уровне органов. По сути, это расширение, благодаря творчеству человека, сферы реализации жизни.
Здесь мысль и действие сконцентрированы на моменте окончания жизни. Во-вторых, люди не откажутся от идеи разумного вмешательства в дела природы и в ситуации начала индивидуальной жизни. Главное здесь - перевести процедуры в духе евгеники на микроуровень и, стало быть, вывести их за пределы этики.
Medicus Amicus #4, 2005
|