| "Музыкальные" исследования
исследование головного мозга музыкальный слух ростромедиальной доли префронтальной доли лобной доли
"Музыкальные" исследования
Человек обладает способностью с помощью набора сигналов выражать свои мысли и чувства, тем самым вызывая сходные образы и эмоции у других людей.
К таким сигналам можно отнести речь, живопись, музыку. В последнее время неврологи уделяют большое внимание процессам, происходящим в головном мозге человека при восприятии музыки, которая окружает нас на каждом шагу: дома, в транспорте, на работе.
Так, американские ученые обнаружили зону головного мозга, которая отвечает за восприятие и запоминание фрагментов мелодии, а также ее оттенков. Хотя мозг использует несколько областей для комплексного
восприятия музыки, исследование, выполненное учеными Центра когнитивной неврологии Дартмутского колледжа (США), позволило предположить, что за музыкальный слух отвечают образования, связанные с ростромедиальной префронтальной корой - участком мозга, расположенным сразу за лобной костью.
Исследователи регистрировали появление очагов возбуждения в коре головного мозга у добровольцев во время прослушивания музыкального фрагмента, в котором чередовались все основные мажорные и минорные тональности.
В результате было выявлено, что возрастала активность лишь участка ростромедиальной префронтальной коры, следуя за изменениями мелодии.
Ученые полагают, что именно степенью развития этого отдела головного мозга отличаются люди без музыкального слуха от одаренных музыкантов. Однако они затрудняются сказать, обусловлены ли эти способности
только наследственностью или формируются под воздействием музыки после рождения. Учитывая близость двигательных центров, возможно, сделанное открытие позволит объяснить умение выражать музыку в танце. Результаты работы были опубликованы на страницах журнала "Science".
Другое открытие в области "музыкальной" нейрофизиологии лежит в плоскости, более близкой к медицине. Результаты исследования, опубликованные на страницах журнала "Neuroimaging", доказывают, что
у человека музыкальные и речевые навыки находятся в тесной взаимосвязи. Следовательно, можно предположить, что музыка играет важную роль не только в развитии, но и в восстановлении речи.
Рис.1. Схематическое изображение структур головного мозга, особенно развитых у музыкантов. Иллюстрация Lydia Kibiuk (www.sfn.org).
Неврологи из Ливерпульского универститета Vanessa Sluming и Neil Roberts обнаружили, что у профессиональных музыкантов независимо от вида музыкальных инструментов, на которых они играют, увеличен объем серого вещества мозга в зоне Брока, находящейся в задне-нижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей)
и контролирующей навыки устной речи и грамматики. Эта зона названа в честь Пауля Брока, который первым в 1861 году установил, что при поражении нижних отделов коры левого полушария мозга возникает эфферентная моторная афазия, в основе которой лежит нарушение кинетической организации речевых актов.
Исследователи сравнивали трехмерные магниторезонансные изображения (3D-MRI) головного мозга 26 оркестрантов мужского пола в возрасте от 26 до 66 лет с аналогичными томограммами такого же количества
добровольцев того же пола и возраста, но не занимающихся музыкой. Профессиональные музыканты играли в среднем по 36 часов в неделю и имели общий навык - умение играть "с листа", что необходимо для анализа последовательной информации.
Комментируя работу британских нейробиологов, специалист в области нейродиагностики доктор Gottfried Schlaug из Beth Israel Deaconess Medical Center in Boston (США) отметил, что его собственные исследования выявили отличия в других зонах головного мозга профессиональных музыкантов, в частности, имеющих отношение к
анализу двигательной активности и ощущений. "Возможно, через некоторое время мы окончательно убедимся, что зона Брока ответственна не только за формирование речи, но и за другие функции", - сказал Schlaug.
Немецкий невролог, профессор Thomas Elbert из Университета Констанца (Германия), который изучает активность так называемой моторной коры во время музыкальных упражнений, отметил, что результаты работы, проведенной в Ливерпульском университете, подтверждают новые гипотезы о том, что музыканты воспринимают
музыку как новый язык. Вполне возможно, что люди с гипертрофированной зоной Брока обладают особой способностью к изучению иностранных языков.
Сравнительные исследования изображений головного мозга музыкантов проводились и ранее (рис.1). Было установлено, например, что первичная двигательная кора (primary motor cortex) и мозжечок
(cerebellum), обеспечивающие движение и координацию, гораздо больше развиты у музыкантов. Также у занимающихся музыкой имеет больший объем corpus callosum - структура, обеспечивающая связь между полушариями мозга.
По материалам http://abcnews.go.com, http://news.bmn.com, www.sfn.org
Medicus Amicus 2003, #1
|
|